Развитие речи
по возрастам
Пока вы ожидаете результаты тестирования, предлагаем вам познакомиться с инструкцией о нормах речевого развития, которую мы со специалистами Центра собрали вам в помощь.
Меня зовут Лариса Андраханова
И я основатель коррекционно-развивающего Центра развития речи.
Пару слов обо мне:

  • Автор методических пособий для логопедов и родителей.
  • Руководитель программы стажировок для логопедов и логопедов-дефектологов
  • Спикер всероссийских конференций.
  • Педагогический стаж работы с детьми с 1990 года.
С 2011 по 2016 год преподаватель МСГИ по направлению "Специальное дефектологическое образование", участвовала в разработке учебной программы бакалавриата МСГИ, руководитель практики студентов.

С 2014 по 2021 преподаватель МПГУ кафедры "Психологии, педагогики и логопедии".



Что такое речевое развитие?
Речевое развитие – это длительный и комплексный процесс, включающий в себя не только расширение словарного запаса, но и понимание обращенных к ребенку слов, а также умение грамотно выражать собственные мысли, чувства и желания.

Для каждого возраста характерна своя норма речевого развития.

К речевому развитию относят также способность составлять предложения, словосочетания, изменять слова по падежам и временам. И выражать свои мысли связно, логично и последовательно. Все это в комплексе и есть развитие речи.

Существует три основных периода в развитии речи
  1. Подготовительный (от рождения до 1 года).
  2. Преддошкольный (от года до 3 лет).
  3. Дошкольный (3 – 7 лет).

В каждый из периодов ребенок овладевает определенными навыками общения и учиться определенным вещам. И, конечно, существуют критерии развития речи в норме. У каждого возраста свои критерии. Напримеру, к 3-4 годам словарный запас ребенка должен достигать 3000-4000 слов.

Но словарный запас, далеко не единственный критерий. Давайте посмотрим, какие уровни речевого развития существуют. После изучения данной инструкции, вы поймете, какими навыками должен обладать ребенок в тот или иной период развития и возраста.

Каждый родитель должны знать нормы речи в определенном возрасте и формировать эти навыки. Важно не завышать эти нормы и не занижать, но ориентироваться на них. Не стоит перегружать ребенка разучиванием стихов и песен, не соответствующих его возрасту.

И помните, что каждый ребенок индивидуален и уровень его речевого развития зависит от многих факторов.


Что способствует правильному развитию речи?

  • Эмоционально положительное окружение;
  • Спокойствие в семье;
  • Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
  • Чувство защищенности в семье;
  • Терпение родителей по отношению к ребенку;
  • Чуткое и доброжелательное поведение воспитателей в детском саду,
  • Упражнения и занятия, соответствующие возрасту,
  • Физическое и сенсорное развитие.
А также питание, слуховые навыки, разнообразие видов деятельности, зрение, количество общения, развитие мелкой моторики и многое другое.

Как видите, на речь влияют очень многие факторы. И не всегда можно быстро определить причины задержки речевого развития. С этим могут справиться только профессионалы. А, учитывая огромное количество методов и инструментов в современном мире, необходимо качественно подходить к выбору специалистов.

Если вы замечаете, что речь вашего ребенка не развивается в пределах нормы, не затягивайте с посещением специалиста
Основные этапы развития речи
Речь относится к высшей психической функции человека. И зависит она от того, насколько развита центральная нервная система.

Речь является не только средством общения, но основой мышления. Поэтому общее развитие ребенка напрямую связано с развитием речевых функций.

Я не зря всегда делаю акцент на том, что будущее ребенка зависит от того, насколько четко и грамотно у него развита и поставлена речь. Это все взаимосвязано. И дети с отклонениями в развитии речи, попутно имеют ряд дополнительных проблем с вниманием, памятью, успеваемостью в школе, вплоть до межличностных проблем в общении.

Именно поэтому так важно заниматься развитием речи с младенчества.

Уже с момента своего рождения малыш попадает в определенную социальную среду (даже если речь идет о семье), а значит – начинает слушать и учиться общению с окружающим миром. Чтобы быть уверенным, что развитие идет в верном направлении, нужно знать нормы и патологии речи для каждого возрастного этапа.
Давайте посмотрим на критерии развития в каждом из периодов.
Что может привести к задержке речевого развития или к отклонениям от нормы?
Ошибки родителей
Часто именно невнимание родителей приводит к нарушениям в речи ребенка. Основные ошибки, которые допускаются в семье:

  • Отсутствие помощи малышу. Родители не уделяют внимание общению.
  • Взрослые «сюсюкают», искажая речь, давая малышу неверные образцы для подражания. Ребенок запоминает, что мягкое, детское его произношение нравится родителям и не спешит от него избавляться, получая таким образом любовь.
  • Игнорирование задержек в развитии.
  • Нежелание заниматься исправлением речи ( в том числе и собственной, например, дефекты произношения, торопливость).
  • Бедный речевой опыт у ребенка. Малыша попросту не приучают к разговору, и ему сложно общаться, он не умеет этого делать.
  • Родители устают и не готовы разговаривать, им легче предоставить ребенку компьютер или телефон с играми.
  • Взрослые мало читают малышу.

Если вы заметили несоответствие уровня развития речи вашего ребенка возрастным критериям, рекомендуем пройти диагностику у логопеда, нейропсихолога и дефектолога.

В нашем Центре коррекции речи, мы проводим комплексную диагностику, которая может точно указать на причины задержки и дать четкие рекомендации по исправлению отклонений в речи ребенка.
Когда стоит обратиться к логопеду, дефектологу или пройти диагностику в коррекционном центре?
Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.

  1. Не происходит гуления и лепета.
  2. К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
  3. Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
  4. Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
  5. Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
  6. Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
  7. Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
  8. К шести годам не произносятся верно отдельные звуки.
  9. Говорит с запинками, повторяет слоги, заикается.
  10. Ребенок старше 6 лет не умеет выучить стих, пересказать услышанное.
Будьте внимательны!
То, как ребенок разговаривает, говорит о его психическом здоровье. И при любых намеках на отступления от нормы лучше всего обратиться к специалисту. Он подскажет – можно ли выровнять речь в домашних условиях или нужны занятия с врачом.

Если к семи годам не сформирована правильная речь, могут возникнуть проблемы с учебой и с общением, что снижает качество жизни ребенка в дальнейшем.

Если вы обнаружили недочеты, отклонения речи или дефекты у своего ребенка, записывайтесь к нам в Центр на диагностику и мы подберем для вас оптимальное решение!